Теория дизайна концептуально модного продукта в процессе обучения современных дизайнеров одежды

В связи с появлением инновационных технологий и новых требований к костюму изменились традиционные представления о принципах и методах моделирования одежды. В производстве модного костюма появилось новое, пока недостаточно изученное направление проектирования – концептуальное. Это определяет насущную необходимость изучения теоретических основ концептуального направления и исследования возможностей его практического применения.

В современном искусствознании на данном этапе не сформировалось чёткого определения концептуального костюма. Изучение этого явления предполагает комплексный подход, учитывающий его социальные, философские, культурологические и искусствоведческие проявления.

В сегодняшнем модном дизайнерском сообществе дизайн модной продукции требует от дизайнеров развитого самосознания, воображения и новаторского духа.

Мало кто поднимает вопрос о необходимости обучения концептуальному дизайну в сфере модной одежды.  Сегодня концептуальный дизайн, несомненно, один из самых перспективных направлений искусства способствующий развитию всех современных направлений дизайна. Определение концептуального дизайна и концептуальных направлений дизайна модных изделий одежды достаточно много. Существуют несколько принципов и методов обучения концептуальному проектирования модной одежды с конечной целью наиболее полного развития теоретического и практического создания коммерчески обоснованного продукта с высокой утилитарной и художественной ценностью среди уже существующей массы модной одежды.

Для концептуальной модной одежды определяющим становится ценностно-смысловое окружение, когда именно одежда указывает на культурные, социальные и прочие контексты развития общества.

В творческой практике дизайнеров начала XXI века сегодня уже сложились основные принципы проектирования концептуальных коллекций. Первое это – моделирование подиумных арт-объектов (Рис.1)

Рис.1 Лондонский дизайнер Ричард Куинн создал пуховик для Moncler в ретро-футуристическом стиле 1960-х годов для коллекции 2020 Genius

Второе – проектирование дизайнерской одежды с уникальными художественно-техническими свойствами (Рис.2)

Рис.2 Стелла Маккартни представила комплект одежды из двух частей, сшитую из альтернативной кожи, выращенной из мицелия, что сделало ее одним из первых дизайнеров высокой моды, превративших биоматериал в одежду, которую можно носить. Угольно-черный цвет состоит из бюстье и утилитарных брюк, сделанных из переработанного нейлона, с накладками из веганской кожи, наложенными сверху, чтобы создать структурированную отделку.

Третье – промышленная разработка одежды с новыми функциональными возможностями. (Рис 3)

Рис.3 Французский автомобильный бренд DS Automobiles выпустил линейку одежды из четырех предметов, покрытых живыми водорослями, которые улавливают углекислый газ из воздуха и превращают его в кислород. В капсульной коллекции, которая включает в себя бомбер, плащ и две футболки, используется тот же процесс фотосинтеза, что и у растений. Для того, чтобы одежда «работала», нужно обращаться с ней больше, как с комнатными растениями, чем со стандартной одеждой. Ей требуется ежедневное опрыскивание и регулярное пребывание на солнце, чтобы водоросли оставались живыми.

В капсульной коллекции, которая включает в себя бомбер, плащ и две футболки, используется тот же процесс фотосинтеза, что и у растений.

Для того, чтобы одежда «работала», нужно обращаться с ней больше, как с комнатными растениями, чем со стандартной одеждой. Ей требуется ежедневное опрыскивание и регулярное пребывание на солнце, чтобы водоросли оставались живыми.

Концептуальный дизайн модной одежды — это комплексный творческо- информационный процесс, который изучает и в итоге воплощает продукт в плоскостном или трехмерном формате с использованием различных модных концепций, материалов, элементов и технологий. Это процесс, который превращает стремление людей к моде или функциональности в определенные предметы или аксессуары. В то же время концептуальный дизайн модной одежды это метод, при котором заставляет дизайнера изучать и использовать моду для реализации и решения

Понятие концептуальный дизайн был впервые определен в своей книге о промышленном дизайне, американским графическим дизайнером Эллен Хобарт Аллен Хуберт в 1980-х годах. Книга давала объяснения как лучше дизайнерам организовать свои идеи в графическом дизайне и как снабдить дизайнерские объекты концепцией или идеей для их наилучшего понимания потребителем и как следствие для продвижения нового предприятия на рынке модного дизайна. На тот момент в отечественной индустрия дизайна очень мало кто пытался понять дизайн продукта с точки зрения «концептуального дизайна» и уделял этому вопросу достаточно внимания.

Основной направляющей силой современного концептуального дизайна в одежде является направление промышленного дизайна, потому что исключительно промышленные изделия обладают одновременно и массовой доступностью и модной аутентичностью. Рей Кавакубо, а также ее коллеги-дизайнеры Мартин Марджела и Хусейн Чалаян  многие другие, кто сегодня представляют с своих коллекциях подход к дизайну, который отдает предпочтение зрелищности и нарушению устоявшихся кодексов моды. И вместе с этим предлагают носимую и коммерчески востребованную одежду. Их дизайнерское влияние и известность основаны на их авангардном подходе к моде, а коммерческий успех этих домов моды является следствием их концептуальной работы над проектированием одежды.

Обучение будущих специалистов поиску информации о новых передовых разработках в области текстильных материалов и материалов схожих технических характеристик для их возможной интеграции в новые образцы одежды. Концептуальный дизайн особенно важен для создания продвижения инновационно нового и абсолютно востребованного продукта или бренда, что является целью обучения абсолютного большинства студентов дизайна одежды.

Особенно в легкой промышленности концептуальный дизайн необходим, чтобы стать двигателем, продвигающим инновации и моду одновременно. Для этого молодые дизайнеры обязаны уметь совмещать традиционные методы исследования и прогнозирования спроса на производимую одежду вместе с исследованиями новых технологий и функциональных возможностей современных материалов через концептуальный дизайн, отражающий их мировоззрение.

Основываясь на существующем теоретическом описании, можно приблизительно определить концептуальный дизайн, как набор обучающих инструментов необходимых современному дизайнеру.

Прежде всего, это серия упорядоченных, организованных и целенаправленных дизайнерских мероприятий, которые начинаются с анализа потребностей целевой аудитории покупателей для создания концептуальных продуктов.

Кроме того, разработка концептуального продукта должна создать логическую цепь определенных выводов, благодаря большому количеству маркетинговых исследований, где оригинальность и необходимость этого результата в значительной степени определяет жизнеспособность продукта после его поступления на рынок, поэтому основа надежности – залог успеха. И тогда это будет серия научных разработок объектов проектирования, которая в конечном итоге будет основана на конкретной форме, материалах, структурах и других параметрах.

Также следует отметить, что концептуальный дизайн — это процесс, который может быть представлен как постоянно развивающийся процесс, построенный по принципу «от общего к частному», от размытого к четкому, от абстрактного к конкретному. На ранних этапах обучения будущий дизайнер должен научиться тщательно анализировать выбранную тему дизайна и спланировать собственную программу ее реализации, которая должна быть своевременно разработана и будет являться результатом апробирования серии дизайнерских идей. Здесь будущего дизайнера необходимо научить своевременному выбору наиболее точную и наиболее осуществимую и концептуальную модель с наибольшим рыночным потенциалом.

Концептуальному дизайну в одежде следует учить, как методу проектирования, использующему выбранную концепцию дизайна в качестве основной на протяжении всего процесса проектирования. Современные средства массовой информации и психология твердо убеждены в том, что концепция — это результат размышлений людей о характеристиках и значениях, которые может иметь определенная вещь или процесс развития. Концепция дизайна — это краткое изложение возникших мыслей из различных эмоциональных представлений, обобщенных и уточненных дизайнерами с учетом современной моды.

Если концептуальный дизайн — это статья, то концепция дизайна является темой этой статьи. Концептуальный дизайн вращается вокруг концепции дизайна, а концепция дизайна связана со всеми аспектами концептуального дизайна.

Наконец, концептуальный дизайн — это образ мышления. Обучение такому способу мысли повышает сложную творческую чувствительность дизайнера, а быстрое рациональное решение концепции будущего дизайна сможет помочь дизайнерам успешно завершить весь дизайн. Концептуальный дизайн — это цель, которая должна быть достигнута разумным путем, на базе

логической основы. Студентам стоит объяснять и показывать примеры того, что концептуальный дизайн — это не чистый прилив вдохновения, не вода без источника или дерево без корней, но творческая вспышка в рамках парадигмы очень рационального мышления.

Основные черты концептуального дизайна модного продукта: креативность, наблюдательность, новаторство, неординарность.

Согласно интерпретации концептуального дизайна, можно четко понять основные характеристики концептуального дизайна модного продукта, а затем построить теоретическую систему такого проектирования, чтобы руководствоваться ею в процессе обучения проектной деятельности.

Концептуальный дизайн модного продукта, во-первых, должен быть креативным, за исключением основного критерия – мода, концептуальный дизайн требует большего внимания к оригинальности и оригинальному изображению предмета дизайна, отбрасывая любые уже существующие вещи, формы и объекты. Конечно, это не означает, что невозможно использовать все сто было изобретено ранее, но все они должны применяться в новом проекте по-новому и в новых ракурсах. (Рис. 4)

Рис.4 Сумка -рюкзак бренда Bagigia. Эта уникальная унисекс сумка-рюкзак Bagigia в форме грелки. Этот предмет, который можно превратить из рюкзака в сумку через плечо в кошелек, доступен в трех различных цветах. Внутри сумки -грелки Bagigia есть держатели для ручек и iPod.

Концептуальный дизайн модной одежды не может быть связан со специфическими функциональными проблемами. Подобные проблемы должны быть исправлены на начальном этапе разработки еще в эскизном варианте. Что касается вопросов функциональности проектируемых вещей, то в проектах должна прослеживаться рациональная или логическая подоплека. Концептуальный дизайн-проект больше похож на исследовательский научный эксперимент, сохраняющий определенную дистанцию с реальной жизнью, чтобы обеспечить достаточную свободу воображения для размышлений. Например, Google и Levi’s разработали «умную» куртку. Google и производитель одежды Levi’s придумали, как облегчить жизнь тем пользователям смартфонов, у кого часто заняты руки – например, велосипедистам или любителям кофе на ходу. Часто им бывает сложно достать телефон из кармана и разблокировать его, чтобы ответить на звонок, прочитать текст или переключить музыкальный трек. (Рис.5)

Рис.5 Google и Levi’s разработали куртку из джинсовой ткани на основе технологии Jacquard, где в ткань вплетены специальные нити, волокна которых способны проводить сигнал. Эта ткань собрана в ту же сетку, что и проводящий слой под сенсорными экранами гаджетов. Такая ткань может отслеживать любое касания, выполняя те же функции, что и сенсорный экран смартфона. По поверхности ткани можно свайпать и нажимать на нее. Причем ткань «чувствует», в каком направлении проводят пальцем, и в зависимости от этого на смартфон (или любой другой подключенный девайс) передается соответствующий сигнал. Концептуальный дизайн модных товаров требует, чтобы мы основывались на максимальном

Концептуальный дизайн модных товаров требует, чтобы мы основывались на максимальном

Будущих дизайнеров одежды необходимо учить передовым научным технологиям и социальной осведомленности, чтобы они иметь смелость пробовать технологии, новые материалы, новые технические открытия с учетом меняющейся концепции жизни, чтобы иметь возможность «опередить время» и занять престижное место в существующих компаниях моды или иметь шанс пробудить интерес рынка к собственной продукции. Так, например, на пике движения осознанного потребления весьма убедительно выглядит куртка с меняющейся толщиной и при этом не имеющая никакого другого утеплителя кроме сжатого воздуха бренда NuDown. (Рис. 5)

Концепцией бренда стало удаление ненужных слоев в одежде, надоедливых объемов и отказ от использования традиционного пуха в целях сохранения окружающей среды. Фирма провозглашает наступление новой инновационной эры тепловой эффективности и индивидуального контроля температуры. (Рис.7)

Рис.6 Куртка WOMEN’S LAKE TAHOE JACKET. Благодаря фирменной технологии NuTech нужно просто сжимать удобный карманный насос, нагнетая воздух в камеры, окружающие тело. Чем больше воздуха будет набрано, тем больше воздуха окажется между носителем и одеждой. Этот «внутренний» воздух нагревается вашим телом и крепко удерживается, создавая идеальное тепло. При изменении условий вы можете выпустить воздух для охлаждения или добавить больше воздуха для еще большего тепла.

В любой модной концепции есть определенная степень экспериментирования и новаторства, которое находит свое начало в определённых жизненных потребностях и требований в нашей повседневной жизни.

Например, бренд Petit Pli, основанный в 2017 году авиационным инженером Райаном Марио Ясином, изобрел и применил к процессу проектирования и производства одежды новаторские технологии материалов в области развертываемых спутниковых антенн в космосе. Это удобно для производства в первую очередь детской одежды и одежды для путешествий. Бренд создал одежду, которая меняет свои размеры вместе с его владельцем, уменьшая потребление воды и углеродный след, а также необходимость покупать новую одежду. Бренд Petit Pli и компания Clothes That Grow завоевала множество наград, положив начало экологической революции в детской одежде и одежде для путешествий. (Рис.7)

Рис.7 Детский джемпер Pre-Order Clothes that Grow Pullover.

Начинающему дизайнеру нужно объяснить, что концептуальный дизайн это кроме всего прочего в своей основе есть какой-то определенный имидж, который нужно не только последовательно создать, но и уметь обосновать, защищать, пропагандировать и выражать.

За исключением вышеперечисленных характеристик, концептуальный дизайн модной одежды

должен соответствовать одному из следующих четырех основных принципов, или

более того, чтобы соответствовать основным атрибутам современного дизайна.

Так дизайнер обязан делать акцент на том, что в основе любого дизайн-продукта стоит потребитель с его желаниями и потребностями. Концептуальный дизайн, ориентированный на людей, побуждает дизайнеров смещать акцент с продукта на самого потребителя м разрабатывать более гуманные продукты, помимо всего прочего сохраняющие душевный комфорт своего обладателя.

Создаваемый продукт должен быть абсолютно стильным и соответствовать современной моде и атмосфере Процесс концептуального дизайна модного продукта — это не только процесс, в котором дизайнер дает полную свободу воображению с помощью технологий, но и процесс, с помощью которого дизайнеры общаются с пользователями, чтобы выразить их модные предпочтения. Потребители хотят, чтобы дизайнеры разработали для них особенную одежду, которая будет для них и модной, и удобной, и престижной одновременно.

Концептуальная одежда неизменно должна содержать элементы современных высоких технологий. Информационный век — это эпоха, когда наука и технологии стремительно меняются, а также золотой век, когда дизайнеры могут дать волю своему творчеству и свободу своему воображению. Если талант дизайнеров в индустриальную эпоху был ограничен техническими ограничениями, то развитие современных технологий может быть более мощным источником вдохновения для воображения дизайнера, что в свою очередь требует от дизайнеров большей осведомленности о современных материалах и технологиях, что и составляет генеральную задачу процесса обучения проектированию одежды. В будущем дизайн больше не будет личным делом дизайнера, а сотрудничество с техническим персоналом станет неизбежной тенденцией разработка дизайна модной продукции

Культура и искусство должны оставаться неотъемлемой частью разработки дизайн-продукта, являясь основным творческим источником вдохновения молодого дизайнера.

Быстрое развитие технологий влечет за собой безграничные возможности без каких-либо моральных ограничений.  Молодым людям необходимо вернуть порядок, мораль и этику культурного человеческого общества через историю, культуру и искусство, к которым должен постоянно обращаться в своем творчестве современный дизайнер. Как создатели стиля жизни, наши дизайны не только воплощает двойную потребность в материальном и духовном, но также играет важную роль в человеческой цивилизации. В постиндустриальную эпоху дизайн станет мостом между высокими технологиями и высокой культурой.

Сегодня молодых дизайнеров необходимо обучать четкому структурированию этапов концептуального дизайна модного продукта.

Концепция будущего дизайн продукта должна быть абсолютно понятной как самому дизайнеру, так и его потенциальному потребителю. Определение концепции дизайна является ключом к концептуальному дизайну модного продукта. Без четкой концепции дизайна молодой дизайнер потеряетесь в мелочах.  Нужно учить задавать вопросы и отвечать на них. Какова цель дизайна модного продукта? Какая функция есть ли у этого модного продукта? Какая потребность может в этом модном продукте

встретиться? Эти целевые вопросы являются фундаментальными проблемами, которые следует определить в начале исследовательского этапа проектирования. Нужно иметь четкое описание путей реализации разрабатываемого продукта. Путь к концептуальному дизайну модного продукта — это путь к достижению вышеуказанной цели. Например, какой тип одежды будет разработан? Какого рода форма будет принята за основу? Как будут сделаны лекала? Какие материалы будет использованы? Какими функциональными возможностями они обладают? Какие технологические особенности пошива будут модернизированы и т.д. На этом этапе стоит объяснять молодым дизайнерам что им требуется логическая организация собственных мыслей и дедуктивное мышление для координации эмоционального и творческого мышления в этом процессе.

В обучении не следует упускать и то, что хорошие дизайнерские концепции и дизайнерские решения по-прежнему нуждаются в качественном исполнении проектируемой идеи. Без безупречного дизайнерского воссоздания, концептуальный дизайн превращается в груду макулатуры и ненужного хлама. Существуют четыре метода которые могут помочь студентам преодолеть эту проблему и научить создавать концептуальную модную продукция.

В современном, с дизайном, который становится все более модным и все более технически совершенным сознательность дизайнера и его новаторский дух остаются абсолютно необходимыми при разработке любой модной продукции. И концептуальный дизайн, несомненно, наиболее соответствует развитию этого нового направления дизайна.

В этой статье делается попытка понять определение концептуального дизайна и

концептуальных особенностей дизайна модных товаров, в частности модной одежды.

Предлагаются некоторые методы обучения концептуальному дизайну молодых дизайнеров от

конструкции теоретической основы проекта до его практического исполнения.

Срывкова Екатерина Юрьевна, преподаватель дизайна костюма в колледже “Добрая школа на Сольбе”

Источники:

https://www.nudown.com/technology/

https://shop.petitpli.com/pages/lets-talk-about-us

https://oldnwise.com/design/helium-10000-inflatable-jacket/

https://luxurylaunches.com/fashion/made-from-an-ultra-light-top-secret-material-this-10000-helium-jacket-literally-flies-like-a-balloon.php

https://pandia.ru/text/77/307/42053.php

https://habr.com/ru/company/banderolka/blog/402721/

https://www.trendhunter.com/trends/bagigia-water-bottle-backpack

https://www.trendhunter.com/hipfashion

Подробнее о
поступлении

Остались вопросы?
Звоните: +7 (4852) 60-70-45
и пишите: college@solba.ru