История лоскутка

Все девочки в детстве играли в куклы, и у каждой в душе хранится свой образ любимой куклы. Но откуда пошли куклы, с чего всё началось? Какова история кукол славянских народов и в частности русской тряпичной куклы? Рассказать об этом воспитанницам школы и колледжа «Добрая школа на Сольбе» приехала известная мастерица-кукольница Ольга Игоревна Постальчук.

История куклы – одна из интереснейших страниц в истории культуры. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По-японски кукла – «нинте», что так и переводится – «образ человека».      

Многие учёные считают, что игрушки возникли сразу, как только человек научился обрабатывать различные природные материалы. Но кукла в качестве детской игрушки появилась у славян примерно тысячу лет назад. А в других, более ранних цивилизациях – гораздо раньше. Много детских игрушек учёные нашли в Египте, в Италии, раскапывая город Помпею, засыпный пеплом после извержения Везувия в 79 году. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки – куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина.    

История Руси также не представляется без этих маленьких чудесных созданий. Самые первые куклы делались у нас из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой, потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «баба». Вот откуда это слово в нашем языке! В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, что делали – так и называли кукол: мотанки, крупенички, благополучницы, кулёмки, колядки, неразлучнички. Делались на Руси и куклы лихоманки: глупея, ленея, драхлея, которые были направлены на то, чтобы забрать плохое у человека. На Васильев день, 14 января, этих кукол было принято сжигать.

Изучать русских тряпичных кукол интересно, но ещё интереснее делать их своими руками. Вот и Ольга Постальчук привезла на Сольбу своих удивительных кукол, которые сегодня путешествуют по различным российским и международным выставкам. Увидев хоть одну куклу мастерицы, вы её уже никогда не забудете. Это самые настоящие произведения кукольного искусства.  И это так здорово, что не только мы увидели кукол Ольги Постальчук, но и они увидели Сольбу, напитались особым светом этого места. Все куклы Ольги Игоревны ощущаются живыми и словно рассказывают свою историю.

Эти истории рассказали воспитанницам «Доброй школы на Сольбе» и брат с сестрой, оставшиеся без родителей, стоящие друг за друга стеной, и еврейская девочка военного времени, трепетно держащая в руках свою куклу, и маленькая балерина, созданная из чайных пакетиков, и соловей, сшитый из старого вязанного носочка, и удивительный Ангел, умеющий раскрывать свои крылья, именуемый Вечерним Суздалем, и волшебный кот, мурлыкающий сказки тому, кто на него смотрит… Знакомство с этими куклами потрясло каждого, кто брал их в руки и в прямом смысле понимал то, что они рассказывали.

А ещё счастье кукол Ольги Постальчук в том, что они не продаются. Но зато даются на время: музею, путешествующей выставке, даже просто человеку. Может быть, когда-то и на Сольбе они поживут немного…

Сама Ольга в удивительном народном костюме, сшитом из лоскутков, уже своим внешним видом всегда как бы отправляет тех, кто с ней встречается, в страну лоскутного искусства и лоскутного шитья. Мастер-класс для девочек Сольбы, она назвала «История лоскутка».

На этом мастер-классе всех притягивали к себе и удивляли руки Ольги Постальчук. Они творили чудеса из лоскутков, один из которых размером 40 на 40 см превращался вдруг то в птичку, то в ребёночка, то в куклу-кулёму, то в ворону, то в зайчика. В старое время на Руси матери нужно было быстро найти возможность утешить ребёнка или занять его чем-то. И вот это утраченное мастерство подарила всем собравшимся на мастер-класс Ольга Постальчук.

Для кого-то прекрасны, для кого-то — не очень,

А кто-то в них душу узрит между прочим.

Одни приласкают и к сердцу прижмут,

Другие же мимо пройдут, не поймут.

Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы — так в чём их секрет?

На мастер-классе получен ответ.

Вёлся там интересный рассказ,

И кукла тряпичная рождалась на раз.

Куклы появлялись на Руси с рождением ребёнка, чтобы оберегать его от бед и болезней, они были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или Пасха.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей, отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток атмосферы в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости. Их клали в приданое.

Обо всё этом поведала воспитанницам на встрече мастерица-кукольница Ольга Постальчук.

Все, кто работал с лоскутами ткани на этой встрече, почувствовали себя и художниками, и творцами, и волшебниками, и мамами, заботящимися о ребёнке. Сегодня, по мнению психологов, проблемы в семье идут именно от того, что девочки в детстве либо вообще не играют в куклы, либо играют, но не в те куклы, и не в том возрасте, когда надо.  Поэтому данный мастер-класс стал еще и некой арт-терапией, т.к. по первому своему образованию Ольга Игоревна – психолог и один из авторов известной книги по арт-терапии.

Проведённый ею мастер-класс показал каждому, как легко «лечит» душу человека работа с таканью, как быстро она снимает усталость и вызывает много счастья и радости. На мастер-классе то тут, то там были слышны смех и радостные возгласы, и становилось понятно, что вот из лоскутка кто-то «родился», а вместе с ним родилась и новая история лоскутка.  

Ольга Игоревна, после мастер-класса, побывала в гостях в швейной мастерской колледжа «Добрая школа на Сольбе», увидела уже знаменитую коллекцию платьев, представленную на выставке «Уникальная Россия», конечно, посетила каждый храм Николо-Сольбинского монастыря и просто прошла по окрестностям, наслаждаясь лесным морозным воздухом и вдохновляясь на создание чего-то нового.

А может быть, теперь у известного мастера появится новая кукла Сольбинка? Это вполне возможно.  Будем этого ждать! А вместе с тем будем ждать и новой встречи с создательницей уникальных лоскутных кукол. Ольга Постальчук уверенно сказала, что новым встречам быть, и быть обязательно!

Симакова Анна Константиновна

Подробнее о
поступлении

Остались вопросы?
Звоните: +7 (4852) 60-70-45
и пишите: college@solba.ru