В неделю 3-ю по Пасхе, в день святых Жён-мироносиц, Литургию на Сольбе совершил епископ Переславский и Угличский Феоктист.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
Дорогая матушка Еротиида, дорогие отцы, братья и сёстры!
Когда человек впервые приходит в храм, то перед ним открывается совершенно новый мир, в котором буквально всё выглядит загадочным и непонятным, а иногда и странным. Однако у абсолютно всего, что человек видит в Церкви, есть своё объяснение, и иногда таковое объяснение бывает весьма нетривиальным, дело здесь в том, что наша Церковь очень древняя, и многие её традиции появились ещё во времена Ветхого Завета, а потому для их осмысления необходимо погружение в историю древнего мира. Одна из традиций нашей Церкви — это её иерархическое устройство, о появлении одной из ступеней церковной иерархии — диаконов — повествует 6-я глава книги Деяний святых апостолов.
Как мы могли услышать во время Литургии, прежде чем начать рассказ об избрании первых диаконов, автор книги Деяний апостол Лука сообщил о том, что «умножились ученики», то есть апостольская миссия была успешной, и количество христиан возросло настолько, что в первохристианской общине стали появляться неизбежные для любого достаточно крупного человеческого сообщества социальные проблемы. В случае первохристианской общины проблема состояла в несправедливо оказываемой помощи: кто-то получал больше, кто-то меньше, и эту несправедливость необходимо было устранить.
Информация, которую нам даёт книга Деяний, весьма любопытна и показательна: во-первых, даже имеющая чрезвычайные дары Святого Духа первохристианская община не была свободна от проявлений несправедливости, а во-вторых, проблема пришла с очень неожиданной стороны — со стороны социального служения Церкви. Собственно, нечто подобное мы видим во все времена: да, Церковь свята и непорочна, но зачастую составляющие её люди отнюдь не таковы, и они вносят в деятельность Церкви элемент несовершенства, а социальное церковное служение — это та сфера, в которой по-прежнему слишком много соблазнов, и заниматься централизованной помощью другим людям способны далеко не все христиане.
Отрывок книги Деяний святых апостолов повествует о решении этой проблемы: апостолы, понимая, что они сами призваны Богом совсем к другим занятиям, избирают для социального служения тех людей, которые имеют безукоризненный нравственный облик и при этом «исполнены Святого Духа и мудрости» (см. Деян. 6, 3).
Здесь интересно вот что: апостолы своими действиями показали, что в Церкви у каждого человека своё место и своё служение, одно служение от другого отличается функционально, а потому служения не должны смешиваться, и тот, кто призван, скажем, совершать богослужения, не может посвятить себя служению больным. Дело здесь не в том, что одни служения почётнее других, а в том, что, оставляя своё служение в пользу другого, есть немалый риск нарушить волю Божию о себе. Можно попытаться представить, что было бы, если бы апостолы поступили по-другому, если бы они сами начали заниматься проблемами распределения помощи вдовам: в таком случае апостолы не смогли бы исполнять то, к чему они были призваны Самим Христом — они не смогли бы проповедовать Его Воскресение, они попросту «увязли» бы в помощи обездоленным. Если бы так случилось, то Церковь бы перестала через какое-то время существовать. Апостолы это прекрасно понимали, а потому они избрали самый совершенный из всех возможных путей — они нашли себе достойных помощников.
У кого-то из собравшихся сегодня в этом храме на Литургию уже есть Богом данное служение, кому-то его лишь предстоит обрести, и дай Бог, чтобы такое служение было у каждого христианина, ведь именно в служении мы раскрываемся как христиане, и очень яркое тому доказательство — равноапостольные жены-мироносицы, память которых сегодня совершает Церковь.
После праздничной трапезы гостям было предложено посмотреть пасхальный спектакль “Цветик-семицветик”, который показали воспитанницы «Доброй школы на Сольбе».