Доброта есть внутреннее солнце человека

Доброта… Что это? С самых ранних лет мы задаемся этим вопросом. Обращаясь к толковому словарю, можно сказать, что доброта – это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее. На мой взгляд, доброта не просто душевное качество, это еще и солнце нашего внутреннего мира, которое всегда согреет, осветит и исцелит душу.

Представьте себе, если солнце погаснет навсегда. Что тогда с нами будет? Правильно – мы исчезнем с лица Земли. Погибнет все живое: растения, животные…Также и с добротой. Если она пропадет, то и нас с вами не станет. А самое страшное то, что мы перестанем любить друг друга, возненавидим весь мир и начнем его мало-помалу уничтожать. Наступит тяжкое время… Начнутся братоубийственные, кровопролитные и не щадящие никого войны. Нагрянет кромешная тьма… Все это никогда не кончится, ведь доброты больше нет. Неспроста великий философ и христианский богослов Аврелий Августин говорил: «Каждое существо до тех пор, пока оно существует, должно обладать качеством доброты, точно так же, как обладает качеством существования».
И это так.

Мы же считаем, что быть добрым — это просто быть приятным в общении, улыбаться, ладить с окружающими нас людьми и не вызывать у них раздражения. Согласитесь, доброта кажется нам приземленной и прозаической. Но ведь это вовсе не так! Библия представляет её совсем иной.

Взгляните на понятие доброты через призму божественного мировоззрения. Обратите внимание на то, что здесь не всё так просто и очевидно. У христианина есть призвание быть делателем добра, ведь он сознательно стремится быть подобием Божиим. Но как же нам всем знакомы те самые вопросы, как говорят, от лукавого, возникающие у нас в голове во время проявления доброты: «А если меня не отблагодарят? А вдруг обманут? А что, если про мои добрые дела забудут?» Когда мы осмысливаем эти вопросы, на главное место ставим себя и только себя. Нам становится уже не важно, есть у ближнего проблемы или нет. Ведь мы рассуждаем так: «Ни времени, ни денег у него нет, получается он не сможет меня хорошенько отблагодарить. Помогать не буду. А зачем?! Какая выгода? Тем более у меня самого куча проблем…» И это неправильно, так нельзя. В этом и есть вся соль нашего «доброделания».

Безусловно, мы можем совершать добрые и хорошие поступки, чтобы возвыситься в глазах окружающих, чтобы прославить себя и потешить нашу гордость. Но впоследствии наша благотворительность станет бездуховной. Она не принесет никакой пользы. И уж тем более в нас не сможет загореться то самое внутреннее солнышко. Оно не будет ни освещать, ни согревать, ни исцелять… Душа покроется черной вуалью.

Апостол Павел в послании к римлянам пишет, что у язычников есть свой закон, который написан в сердце. Голос этого закона – совесть. Этот естественный закон живет и в сердце религиозного человека. Просто, кроме него, у нас есть еще «подсказка», которая помогает отличать добро от зла. Эту «подсказку» мы и называем Законом Божиим.

Наличие в вашем доме рояля еще не делает вас выдающимся пианистом. Навык музыканта требует постоянной работы и терпеливого усилия. Нравственность тоже требует ежедневных упражнений. Об этом мы можем прочитать у апостола Павла. Называет он этот регулярный труд «постоянство в добре».

Нравственный закон живет в сердце абсолютно любого человека. Это наш «параллельный мир», в который нет доступа «кошкам», это мир добра и зла. Данный закон называют естественным, поскольку человеку, сотворенному по образу Божию, естественно быть добрым, и даже скажу больше, ему естественно быть святым. Эту потребность в доброте невозможно в человеке истребить, хоть многие века мы и пытаемся это сделать.

Сам Господь побуждает нас к особому роду добра, которое сначала рождается в чутком, жалеющим, неравнодушном сердце, а уже только потом перерастает в духовную жертву, как раз соединяющую нас с нашим Творцом. А суть этого особого рода добра, как раз в том, чтобы проявлять его ко всем. И вот тут есть одна небольшая загвоздка. Дело в том, что все чаще и чаще становится опасно принимать любую просьбу, как возможность сделать добро. Добрый человек, это не тот, кто соглашается помочь в любом деле, а тот, кто соглашается помочь в добром деле.

Тут мне как раз вспоминаются слова английский философа Томаса Брауна: «Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе добра.
Приучайте свои чувства упражнениями различать добро и зло». А навык можно получить единственным образом: делать добро постоянно. Здесь мне вспоминается один из апостольских советов: «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны». Обратите внимание на сто одиннадцатый псалом: «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твёрдость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа…» В нем, без всякого сомнения, отражается вся сущность «доброделания».

И этим словам, безусловно, есть свое доказательство. Достаточно вспомнить жизнь святых. Один из самых ярких примеров – житие преподобного Серафима Саровского. Он своей добродетельностью и бескрайней любовью к каждому человеку, приходящему к нему за помощью или утешением, любовью даже своих врагов, восстающих на него, настолько угодил Всевышнему, что не только унаследовал Небесное Царство, но еще и сподобился нетлению своей плоти.

Итак, завершая свою мысль, мне хочется сказать: несмотря на все трудности и проблемы, несмотря на все свои обиды и усталость, всегда, слышите, всегда, где бы вы ни находились, только растите и обогащайте свое внутреннее солнышко доброты. Стремитесь делать добро без корыстных целей, но основанное на любви. И тогда вы, несомненно, не только угодите Небесному Царю, а еще и наладите свою светскую жизнь, наведете порядок в своей душе. Ведь так важно жить и освещать темную дорогу жизни, нежели просто существовать.

Даша Галкина, 1 курс колледжа «Добрая школа на Сольбе»

Поделитесь с друзьями: