Актуальные проблемы российской системы дизайнерского образования

Современный этап развития цивилизации в целом и российского общества в частности, обосновано называют не только научно-технической, но и информационной революцией. Это обусловлено тем, что человеческий метасоциум вышел на более высокий уровень развития мышления, который в самом обобщенном виде можно охарактеризовать как научно аналитический. Наука и образование становятся не только основными факторами социального и экономического прогресса, но и органично дополняют друг друга, представляя собой их своеобразный синтез.

Вторжение художника в производство, как результат проникновения эстетики в технику, привело к появлению сферы деятельности, именуемой «дизайн». Этот термин предполагает в первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс промышленного производства полезной и красивой вещи [7], т.е. включает в себя проектирование внешней формы и внутренней структуры (конструкции) изделия.

Дизайн – главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. В большом энциклопедическом словаре слово «дизайн» (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок), определяется как термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды [9].

Современный дизайн, будучи влиятельным видом проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии и материалы, не только создает комфортную и привлекательную среду для человека, но и изменяет ее, существующие коммуникации, внутренний мир человека, воспитывая эстетический вкус [10].

Согласно Болонской декларации, одной из общемировых и европейских тенденций относительно норм качества профессионального дизайнерского образования является его взаимодействие с рынками труда, профессионализация и личностная ориентация образовательных программ. При этом изменения в условиях работы современных предприятий предопределяют направленность образовательных программ в высшей школе не только на развитие художественных способностей обучаемых, но и на формирование компонента профессиональной компетенции.

Психолого-педагогические предпосылки формирования трудовых умений и навыков были определены трудами К.К.Платонова, В.В.Чебышевой, А.М.Новикова, Е.А.Милеряна, и др. Отдельные пути оптимизации учебного процесса в вузе намечены в работах С.И.Архангельского, В.П.Беспалько и др.

Вопросам развития творческих способностей обучаемых в процессе художественной или декоративно-прикладной деятельности посвящены работы И.В.Сартакова, Н.Н.Пучковой, К.А.Байдалиева, И.М.Фадеевой. Отдельные подходы к формированию мотивационной сферы личности студентов, активизации их творческого мышления намечены в исследованиях Ю.Н.Калугиной, В.А.Герасева, Р.В. Акатовой, Ю.Г.Коваленко и др.

Таким образом, большинство научных исследований, в которых рассматривались отдельные аспекты организации учебной декоративно-прикладной деятельности, базируются на материалах общеобразовательных школ, художественно-графических факультетов педвузов, реже колледжей и не раскрывают особенности становления профессиональных качеств студентов дизайнерских вузов в конкретной предметной области.

Стоит отметить, что разработанные в рамках непрерывной концепции дизайн-образования в СССР отдельные модули и элементы программы послужили дальнейшему развитию образования (и не только в дизайне) во всем мире. А.Г. Асмолов считает, что именно в образовании осуществляется масштабный процесс развития личности [1].

Проблемы дизайн-образования могут быть решены только общими усилиями представителей художественной и конструкторско-технологической профессии, которые требуют подготовки специалистов на основе целостного знания и коллективных форм деятельности. Соответствующим образом должны создаваться и учебные заведения для их подготовки, в которых они должны обучаться в тесном контакте между собой, например, МХПИ, который был создан в 1998 году.  Это диктовалось и тем, что, как показал опыт, экспериментирование с новыми идеями в рамках традиционных учебных структур было невозможно. Подготовка дизайнера к проектной деятельности должна включать в себя не только художественно-графическую подготовку, но и конструкторско-технологическую.

Осуществлять подобную новаторскую деятельность дизайнерские вузы могут лишь в условиях автономного существования, административной независимости, гибкости и педагогической самостоятельности. Обучение должно быть интегративно встроено в практическое сотрудничество вокруг разработки дизайнерских проектов в рамках коллектива, требующее органического соединения усилий всех участников, специалистов, ученых и производственников. А также, необходима органическая связь между наукой и практикой, конструкторской и художественной сферами для объединения в целостные с позиций потребностей дизайна циклы. Подобная реализация находит свое отражение в модульных учебных программах и компетентностном подходе построения образования.

Трудовая деятельность по законам красоты, определяющей меру и уровень эстетического отношения человека к дизайнерскому процессу, производимому изделию как результату своего труда, по определению М.С.Кагана, имеет ценностно-ориентированный характер [6]. Она позволяет производителю материальных ценностей достичь эстетического и функционального качества изделий, а в масштабах общества – охватить коренные проблемы эстетического освоения окружающего мира и дизайнерской этики в его преобразовании.

Для проектирования структуры и содержания профессиональной деятельности дизайнера важно привести основные особенности данной профессиональной деятельности. Теоретическим и методическим основам дизайнерской деятельности посвящены труды, М.С.Кагана, Л.А.Соловьева, Ю.Б.Соловьева, Г.И.Петушковой, Р.А.Степучева, и ряда других авторов.

Как отмечает большинство исследователей, профессия специалиста-дизайнера любой профессиональной сферы, обладает спецификой, отличающей ее как от инженерных, так собственно и художественных профессий. Дизайн находится на границе материальной и духовной деятельности и имеет задачу удовлетворять как материальные, так и духовные потребности человека.  Задачи, которые решает дизайнер в ходе своей профессиональной деятельности имеют проектный характер.

Способ деятельности, специфика работы современного дизайнера костюма должна использоваться в качестве внешних системообразующих факторов для построения системы его подготовки [3, с. 17].

Под моделью деятельности современного дизайнера мы понимаем идеал или эталон специалиста, который должен быть реализован в учебно-познавательном процессе вуза, чтобы выпускник отвечал реальным требованиям жизни общества.

Специалисты высшего звена, участвующие в творческом процессе, должны быть не только художественно подготовлены, обладать знаниями в области композиции, истории материальной культуры и эстетики, но и должны обладать знаниями в области конструирования и технологии. От разносторонней подготовки дизайнера, продуманных им решений зависит идейная образность, качество, цена, и, в целом, конкурентоспособность готового изделия.

В современных условиях стремительного научно-технического прогресса возникает острая необходимость создания механизмов преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество. Сегодня приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться. В настоящее время знания становятся средством преобразования ситуации. Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, его роль в изменении внешних условий развития. Можно сказать, что компетентностный подход является реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия [12].

Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. В.И. Байденко считает, что язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования [2, с. 13]. Компетентностный подход при подборе, повышении квалификации, подготовке и стажировке специалистов уже давно является основой кадрового менеджмента [8].

Можно сказать, что компетентностный подход включает в себя традиционный, но позволяет вести подготовку более адаптированных к современным условиям специалистов, умеющих правильно оценить сложившуюся производственную ситуацию, принять соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического результата, способных эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Современные требования к выпускникам дизайнерских вузов сегодня формулируются следующим образом:

* комплексность подготовки, ориентированная на гибкую адаптацию к изменениям содержания профессиональной деятельности;

* способность самостоятельно принимать грамотные и ответственные решения, сформированность проблемного и оперативно-конкретного подхода к решаемым проблемам;

* сформированность нестандартного мышления (профессионально-творческая готовность);

* сочетание профессиональных знаний и практических навыков и умений;

* знание основ методологии научно-технического поиска и методов научного исследования (моделирование и экспериментальные методы);

* знание фундаментальных дисциплин и умение применять их для прикладных решений;

* владение в совершенстве современными информационными технологиями и активное использование их в своей работе;

* осознанность необходимости непрерывного образования, самообразования, непрерывного повышения своей квалификации, поскольку знания в современном обществе быстро устаревают;

* осознанность собственной социальной роли и ответственность за принятые решения;

* стрессоустойчивость;

* направленность на достижение результата.

Компетентностный подход является способом достижения нового качества образования (И.А.Зимняя [5], Э.Ф.Зеер [4] и др.). Он не умаляет традиционного значения приобретаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков (ЗУНов), а открывает перспективы улучшения качества подготовки инженеров на основе идеи самоценности личности будущего дизайнера и личностно-ориентированных подходов путём установления обратной связи дизайнерского вуза с рынком труда, расширения базы целеполагания, конкретизацией учебных целей, альтернативной организацией, активизацией и технологизацией учебного процесса [11].

Кочедыкова Марина Николаевна, член Союза дизайнеров России, специалист по авторской методике макетирования сложных форм швейных изделий, преподаватель по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» ЧПОУ и ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Образование: шок от настоящего. 2009. ФИРО. @firo.ru.
  2. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. С. 22-46.
  3. Винокуров В.А. Развитие технологии и высшая школа // Вестник высшей школы. – М., 1986, №5, с. 15-20;
  4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Уч. пособие. – М.: Изд-во Московск. псих.-соц. ин-та, 2005. – 216 с.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2002. – № 5. – С. 34–42.
  6. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) – М., 1974 – 328 с.;
  7. Козлова Т. В. И др. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Легпромбытиздат, 1990. – 320 с. М., 1988.
  8. Наперов В.Я. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. – 2000. – № 4 – с.32.
  9. Переверзев Л.Б. и др. Подготовка дизайнеров за рубежом. – М.: ВНИИТЭ, 1989. – 109с., ил.
  10. Рунге В.Ф. и др. Основы теории и методологии дизайна. – М.: МЗ-Пресс, 2001.
  11. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. – Самара, 2001
  12. Сугак О.В. Педагогическая модель начальной технологической и художественно-технологической подготовки инженеров швейного производства. Автореф. дис…. д-ра пед. наук. -Кишинев, 2007. – 26 с.
Подробнее о
поступлении

Остались вопросы?
Звоните: +7 (4852) 60-70-45
и пишите: college@solba.ru