Святой Иоанн Кукузе́ль – ангельский певец

Святой Иоанн Кукузе́ль родом был болгарин, жил в Византии предположительно в период с конца 12-го до 14-го веков. В детстве он лишился отца, жил в нищете с матерью, но, несмотря на это, его приняли в константинопольскую школу, увидев в нем талантливого ученика.

Прозвище «Кукузель» происходит от болгарских слов «кукия» – боб, и «зелия» – растения. В некоторой житийной литературе говорится, что это прозвище, было присвоено святому в годы учебы, так как по бедности основную пищу Иоанна составляли бобовые и зелень. Было у него и другое наименование – «ангельский певец», – которое он получил за голос необычайной красоты.

Одаренного Богом юношу заметили и пригласили в царскую певческую капеллу. Большие успехи в искусстве пения обратили на него благосклонное внимание высшего сословия и даже самого императора. Вскоре Иоанна сделали доместиком – учителем придворных певчих. Император намеривался женить его на знатной девушке. Как вдруг чудесный певец исчез.

Дело в том, что однажды Иоанн встретил на приеме во дворце игумена Афонской Лавры, с которым состоялась беседа. Успешный, талантливый и богатый юноша узнал о жизни отшельников и сделал свой выбор. Тайно он переоделся в рубище, взял посох и направился в лавру. Здесь он назвал себя пастухом и принял послушание пасти монастырских коз. Долго ему удавалось быть незамеченным, напрасны были поиски по императорскому приказу. Но, видно, Богу было угодно, чтобы прекрасное пастушеское пение услышал один из пустынников и поведал о сем игумену. Так раскрылась тайна загадочного певца.

Впоследствии, по ходатайству игумена, император согласился не перечить выбору Иоанна. Тогда подвижник смело удалился в место, где мог находиться наедине с Богом, выстроил там келью и стал жить, по 6 дней упражняясь в безмолвии, а на 7-ой день и в праздники, приходил в монастырь по обычаю древних отшельников. За богослужением он пел на клиросе.

Так и жил бы святой до конца дней своих, если бы не промыслительное явление Божией Матери. Случилось это в субботу Акафиста. По окончании канона, Иоанн, утомленный бдением, заснул. В сонном видении явилась Пречистая и сказала: «Радуйся, Иоанне – чадо мое, пой, Я не оставлю тебя», – и дала ему золотую монету. Проснувшись, он наяву обнаружил этот дар в своей руке. С того времени Иоанн стал ходить на богослужение каждый день. Продолжительное стояние на клиросе привело к тому, что одна его нога покрылась гнойными ранами. Тогда Богородица явилась второй раз и исцелила его.

Святой Иоанн достиг такой духовной высоты, что заранее знал день своей кончины и с миром отошел ко Господу.

Преподобного Иоанна Кукузеля особенно почитают на Афоне. Доселе сохранился там тот самый образ Божией Матери, перед которым он пел Ей акафист. По имени подвижника икона названа «Кукузелиса». На ней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, держащим в правой руке свиток, в левой – державу.  Перед образом горят три неугасаемые лампады.

Наверное, многие признаются себе, что впервые узнали об этом святом. Стоит и нам чтить его, особенно тем, кто связал свою жизнь с музыкой и клиросным пением. Думаю, последним особенно интересно узнать о творческом наследии Иоанна Кукузеля, которое сохранилось во множестве рукописей. В пример приведу славянские переводы оглавлений некоторых трудов для понимания масштаба его деятельности: «Книга обнимающая, при Божием изволении, все последования церковного чина, составленное магистром Иоанном Кукузелем», «Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения, – сочинение магистра Иоанна Кукузеля». Эти заглавия дают представление о его трудах. Иоанн Кукузель составлял и исправлял мелодии для текстов всех богослужений, кроме того, он касался самого текста, а именно, прозу переводил в стихи, делил на полустишия. Вероятно, писал и свои стихи.

Еще следует понимать, что в те времена не существовало привычной нам линейной нотации. Для интонирования распевов в Греции изобрели свои знаки, которые станут основой для появления нашего русского знамени. Конечно те знаки были очень относительного характера, каждый из них мог пониматься по-разному, так как отражал поверхностные характеристики мелодии. Именно Иоанну Кукузелю удалось на тот момент усовершенствовать музыкальные обозначения. «Сложностью знаков хотел он выразить различныя степени возвышения и понижения голоса, так же как продолжительность тона. Самыя мелодии его вероятно так витиеваты, так многосложны в изменениях голоса, что для изображения всех переходов требовали знаков многосложных, и конечно по сему-то у него прибавлены к некоторым знамениям краткие пояснения. Знаки расставлены в другом порядке, нежели у других певцов… таким образом…. Ккукузель ввел перемену в греческую нотную азбуку» – пишет Филарет Гумилевский, Архиепископ Черниговский (XIX в.), в своем труде «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви».

Интересно, что память святого Иоанна Кукузеля совершается 1 октября и попадает на день музыканта.

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Надежда Губарь, 3 курс, «Хоровое дирижирование»

Подробнее о
поступлении

Остались вопросы?
Звоните: +7 (4852) 60-70-45
и пишите: college@solba.ru