Компетентностный подход в системе профессионально образования в современных социально-экономических условиях

C проблемой адаптации и подготовки специалиста в системе профессионального образования, в процессе социально-экономических преобразований в России, связанных с переходом к рыночной экономике, тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из современных тенденций развития образовательных систем. Одна из таких тенденций – переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста в системе его подготовки и адаптации. И, конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержании образования, в изучении моделируемой деятельности, так и в управлении процессом адаптации студентов.

В современных условиях стремительного научно-технического прогресса возникает острая необходимость создания механизмов преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество. Сегодня приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться. В настоящее время знания становятся средством преобразования ситуации. Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, его роль в изменении внешних условий развития. Можно сказать, что компетентностный подход является реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия.

До настоящего времени в системе профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать…», «должен уметь…»). Но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, сколько способность реализации этой суммы в практической деятельности. Для потребителя в условиях рыночной экономики, будь это промышленность или система образования, важно то, как будет работать молодой специалист, а не то, что он знает. Это несоответствие имело место и в дорыночных условиях, а в условиях рынка стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу. Поэтому собственно знания и умения не могут выступать в качестве результата обучения и, следовательно, быть целью обучения. И знания, и умения должны стать промежуточным, опосредованным результатом обучения, а конечным результатом становится сама профессиональная деятельность.

На сегодняшний день поиски путей определения целей и содержания образования, а также управление процессом адаптации студентов ведутся в направления развития идеи формирования ключевых компетенций. В современных социально-экономических условиях это направление интенсивно обсуждается и разрабатывается.

Сегодня в российской системе образования сложились теоретические основы компетентностного подхода. Компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. В. Ландшеер в своей статье «Концепция «минимальной компетентности» приводит слова Спейди, который пишет: «Знания, умения и понятия – важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей». Ли Якокка, крупнейший менеджер подчеркивает, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15 % обуславливается знаниями своей профессии, а на 85 % – умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи и т.п. В рамках компетентностного подхода, в частности, предлагается ключевые компетенции сделать частью образовательного стандарта, заменив ими требования к уровню подготовки выпускников.

То есть компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач. Можно сказать, что характеристика человека как компетентного – это своего рода социальное признание.

В Европе и США образовательные компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Именно они позволяют достигать людям личностно значимых для них целей.

В этом русле и развивается концепция ключевых компетенций. Ключевые компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах.  Главное отличие этого типа целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей состоит в том, что компетентностная модель подготовки специалиста освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности.

Итак, в современных социально-экономических условиях необходим компетентностный подход при подготовке специалиста в системе профессионального образования. Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное при решении проблемы подготовки специалиста – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности, такие как общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов.

М.Н. Кочедыкова, профессор кафедры «Дизайн костюма» Московского Художественно-Промышленного Института, преподаватель по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» ЧПОУ колледж «Добрая школа на Сольбе, педагог дополнительного образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Подробнее о
поступлении

Остались вопросы?
Звоните: +7 (4852) 60-70-45
и пишите: college@solba.ru